УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ (глубокая олигофрения, идиотия)
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ (глубокая олигофрения, идиотия) — степень умственной отсталости, при которой величина коэффициента умственного развития (IQ) составляет 20 и ниже.
Этиология
См. «Умственная отсталость».
Клиника
Характерны выраженное нарушение социальной и бытовой адаптации, неспособность к самообслуживанию, потребность в постоянном присмотре и помощи. Имеется значительное ограничение способности понимать и использовать речь; больные проявляют элементарные эмоциональные реакции (неудовольствие, озлобленность, гнев, безразличие, проявление удовольствия), могут выполнять элементарные просьбы и инструкции. Часто выявляются тяжелые соматические нарушения (в том числе неврологические — недержание мочи и кала, эпилепсия, нарушение зрительных и слуховых функций), ограничение движений или полная неподвижность, аутизм. Возможны более легкие клинические случаи.
Классификация
По выраженности поведенческих нарушений (в МКБ—10 указывается четвертым знаком):
1) с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения (F7x.0);
2) со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения (F7X.1);
3) с другими нарушениями поведения (F7x.8);
4) без указаний на нарушение поведения (F7x.9).
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ БЕЗ УКАЗАНИЙ НА НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ — представляет собой клиническую форму глубокой умственной отсталости, при которой не имеется возможности точно установить наличие или отсутствие поведенческих нарушений вследствие возраста ребенка или при отсутствии необходимого объема информации по иным причинам. IQ менее 20.
Классификация
По этиологическим факторам:
1) предшествующая инфекция или интоксикация;
2) предшествующая травма или воздействие физического агента;
3) фенилкетонурия;
4) хромосомные нарушения;
5) гипертиреоз;
6) гипотиреоз;
7) недоношенность;
8) другие уточненные причины;
9) неуточненные причины.
Клиника
См. «Умственная отсталость глубокая».
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ - ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ — представляет собой клиническую форму глубокой умственной отсталости, при которой имеются какие-либо неклассифицируемые поведенческие нарушения. IQ менее 20.
Классификация
По этиологическим факторам:
1) предшествующая инфекция или интоксикация;
2) предшествующая травма или воздействие физического агента;
3) фенилкетонурия;
4) хромосомные нарушения;
5) гипертиреоз;
6) гипотиреоз;
7) недоношенность;
8) другие уточненные причины;
9) неуточненные причины.
Клиника
См. «Умственная отсталость глубокая».
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ, ТРЕБУЮЩЕЕ УХОДА И ЛЕЧЕНИЯ — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения, представляет собой клиническую форму глубокой умственной отсталости, при которой дети нуждаются в постоянном постороннем присмотре и уходе вследствие резко выраженных соматических расстройств (таких как полная неподвижность, аутизм, недержание мочи и кала и др.). IQ менее 20.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость глубокая».
Лечение
См. «Умственная отсталость».
Необходимо помещение таких детей в специализированные дома-интернаты или лечебные учреждения.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ С УКАЗАНИЕМ НА ОТСУТСТВИЕ И СЛАБУЮ ВЫРАЖЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ — представляет собой наиболее легкую клиническую форму глубокой умственной отсталости, при которой дети при надлежащем присмотре могут подлежать обучению элементарным навыкам и знаниям; принимать участие в домашних делах, IQ менее 20,
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость глубокая».
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ (легкая олигофрения, дебильность) — степень умственной отсталости, при которой величина коэффициента умственного развития (IQ) составляет 50—69.
Этиология
См. «Умственная отсталость».
Клиника
Для данного типа больных характерны описательный тип мышления, конкретность и отсутствие абстрактности в восприятии понятий. Проявляются определенные черты характера (апатичность, заторможенность, злобность, упрямство, мстительность), имеется осознание собственной личности, развита эмоциональная окраска переживаний. Такие дети могут проявлять высокие способности в определенных сферах (способность к хорошему зрительному запоминанию, к выполнению в уме сложных математических задач). Характерным для них является подражательность и повышенная внушаемость, поэтому очень важным является правильная социальная адаптация таких детей. Отмечается способность к обучению (чтению, письму, счету) по специально разработанным программам. Характерна способность к самообслуживанию, выполнению труда, не требующего абстрактного мышления.
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ БЕЗ УКАЗАНИЙ НА НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ — представляет собой клиническую форму легкой умственной отсталости, при которой не имеется возможности точно установить наличие или отсутствие поведенческих нарушений вследствие возраста ребенка или при отсутствии необходимого объема информации по иным причинам. IQ составляет 50—69.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость легкой степени». Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ, ТРЕБУЮЩЕЕ УХОДА И ЛЕЧЕНИЯ — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения, представляет собой клиническую форму легкой умственной отсталости, при которой дети нуждаются в постоянном постороннем присмотре и уходе вследствие резко выраженных соматических расстройств (полной неподвижности, аутизма, недержания мочи и кала и др.). IQ составляет 50—69.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость легкой степени». При легкой степени умственной отсталости данная клиническая форма встречается очень редко. В данном случае причиной развития умственной отсталости является какая-либо органическая патология и имеется сочетание с другими заболеваниями (такими как аутизм, эпилепсия, иные расстройства развития).
Лечение
См. «Умственная отсталость». Необходимо помещение таких детей в специализированные дома-интернаты или лечебные учреждения.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ С УКАЗАНИЕМ НА ОТСУТСТВИЕ И СЛАБУЮ ВЫРАЖЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ - представляет собой наиболее благоприятную клиническую форму легкой умственной отсталости. при которой дети имеют способность к самообслуживанию; подлежат обучению различным навыкам и знаниям по специальным программам с последующим трудоустройством; могут принимать участие в домашних делах и жизни общества. IQ составляет 50—69.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
I) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость легкой степени».
Лечение
См. «Умственная отсталость»
Очень важным в социальной адаптации и реабилитации детей с легкой степенью умственной отсталости являются адекватная психотерапия, рациональное обучение и трудоустройство (специализированные профессиональные технические учреждения, мастерские для умственно отсталых). Особое внимание в данном случае следует уделять психотерапии, направленной на вопросы, связанные с жизнью в браке, воспитанием детей.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЯЖЕЛАЯ (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения) — степень умственной
отсталости, при которой величина коэффициента умственного развития (IQ) составляет 20—34.
Этиология
См. «Умственная отсталость».
Клиника
Имеет некоторое сходство с умеренной умственной отсталостью в крайней степени ее выраженности. Характерно нарушение речевой функции: одни дети способны овладевать лишь набором слов, необходимых для выражения элементарных потребностей организма; другие вообще не осваивают речи. При этом имеется способность понимать простые просьбы и инструкции. Также характерными являются выраженные нарушения моторики. Очень высока степень встречаемости различной сопутствующей патологии (чаще всего это аномалии в развитии центральной нервной системы).
Классификация
По выраженности поведенческих нарушений (в МКБ—10, указывается четвертым знаком):
1) с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения (F7x.0);
2) со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения (F7x.1);
3) с другими нарушениями поведения (F7x.8);
4) без указаний на нарушение поведения (F7x.9).
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЯЖЕЛАЯ БЕЗ УКАЗАНИЙ НА НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ — представляет собой клиническую форму тяжелой умственной отсталости, при которой не имеется возможности точно установить наличие или отсутствие поведенческих нарушений вследствие возраста ребенка или при отсутствии необходимого объема информации по иным причинам. IQ составляет 20—34.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость тяжелая». Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЯЖЕЛАЯ - ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ — представляет собой клиническую форму тяжелой умственной отсталости, при которой имеются какие-либо неклассифицируемые поведенческие нарушения. IQ составляет 20—34.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость тяжелая».
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЯЖЕЛАЯ - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ, ТРЕБУЮЩЕЕ УХОДА И ЛЕЧЕНИЯ — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения, представляет собой клиническую форму тяжелой умственной отсталости, при которой дети нуждаются в постоянном постороннем присмотре и уходе вследствие резко выраженных соматических расстройств (таких как полная неподвижность, аутизм, недержание мочи и кала и др.). IQ составляет 20—34.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость тяжелая».
Лечение
См. «Умственная отсталость»
Необходимо помещение таких детей в специализированные школы-интернаты или лечебные учреждения.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЯЖЕЛАЯ С УКАЗАНИЕМ НА ОТСУТСТВИЕ И СЛАБУЮ ВЫРАЖЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ представляет собой наиболее благоприятную клиническую форму тяжелой умственной отсталости, при которой дети имеют способность к самообслуживанию, при надлежащем присмотре могут подлежать обучению элементарным навыкам и знаниям; принимать участие в домашних делах; в более зрелом возрасте способны выполнять элементарную работу также при адекватном надзоре. IQ составляет 20—34.
Классификация
Пo этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость тяжелая». Данная клиническая форма не характерна для тяжелой умственной отсталости и встречается крайне редко.
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ (нерезко выраженная имбецильность) — степень умственной отсталости, при которой величина коэффициента умственного развития (IQ) составляет 35—49.
Этиология
См. «Умственная отсталость».
Очень часто выявляются органические причины развития.
Клиника
Для данной группы пациентов характерно медленное развитие речевой и моторной функций, навыков самообслуживания. В легких случаях при использовании специализированных программ возможно приобретение элементарных знаний и навыков с последующим трудоустройством под квалифицированным присмотром. В большинстве случаев больные имеют склонность к эмоциональным контактам, проявляют свои переживания (радость, недовольство и др.) при встрече, беседе со знакомым человеком. Несмотря на то, что часто у таких пациентов имеет место недостаточность речи, способность к общению сохраняется с помощью мануальных знаков. Сохранены элементарные навыки самообслуживания. Способность к самостоятельному проживанию встречается в легких случаях, но чаще необходим посторонний уход в течение всей жизни больного. Часто имеется сопутствующая патология (эпилепсия, различные неврологические нарушения).
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ БЕЗ УКАЗАНИЙ НА НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ — представляет собой клиническую форму умеренной умственной отсталости, при которой не имеется возможности точно установить наличие или отсутствие поведенческих нарушений вследствие возраста ребенка или при отсутствии необходимого объёма информации по иным причинам. 1Q составляет 35—49.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость умеренная».
Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ, ТРЕБУЮЩЕЕ УХОДА И ЛЕЧЕНИЯ — представляет собой клиническую форму умеренной умственной отсталости, при которой дети нуждаются в постоянном постороннем присмотре и уходе вследствие резко выраженных соматических расстройств (таких как полная неподвижность, аутизм, недержание мочи и кала и др.). IQ составляет 35—49.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость умеренная». Лечение
См. «Умственная отсталость».
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ С УКАЗАНИЕМ НА ОТСУТСТВИЕ И СЛАБУЮ ВЫРАЖЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ — является клинически наиболее благоприятной формой умеренной умственной отсталости, при которой больные имеют способность к самостоятельному обслуживанию, могут принимать участие в домашних делах; при адекватном присмотре подлежат обучению элементарным навыкам и знаниям по специальным программам (учитывающим замедленный темп обучения и содержащим минимальный объем информации); в более зрелом возрасте пациенты способны выполнять элементарную работу также при адекватном надзоре. IQ составляет 35—49.
Классификация
По этиологическим факторам умственная отсталость обусловлена:
1) предшествующей инфекцией или интоксикацией;
2) предшествующей травмой или воздействием физического агента;
3) фенилкетонурией;
4) хромосомными нарушениями;
5) гипертиреозом;
6) гипотиреозом;
7) недоношенностью;
8) другими уточненными причинами;
9) неуточненными причинами.
Клиника
См. «Умственная отсталость умеренная».
Лечение
См. «Умственная отсталость».