От рождения до старости
С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ ДО 2 МЕСЯЦЕВ • При рождении ребенок может видеть на расстоянии около 20—30 см перед собой, но не способен четко фокусировать предметы. Его слух полностью развит; он обладает такими примитивными рефлексами, как сосательный и хватательный. Ребенок может распознавать контуры человеческого лица и через 3 дня после рождения отличает голос и запах матери. • В течение первых 2 месяцев дети учатся улыбаться и фокусировать взгляд. Также у них развивается способность ощущать вкус. |
|
2—6 МЕСЯЦЕВ Дети начинают четко выражать различные эмоции, такие как страх, гнев и удовольствие. С 4 месяцев ребенок распознает предметы. Движения малыша уже довольно точные: если он что-то хочет схватить, то уже редко промахивается. Схватив заинтересовавший его предмет, крепко держит. К 6 месяцам дети могут координировать движения головы и глаз, держать предметы в руке. Лежа на животе, поднимают головку и грудь, могут переворачиваться с живота на спину. |
|
6—9 МЕСЯЦЕВ В течение этого периода дети учатся сидеть с небольшой поддержкой. Они начинают ползать и сами могут вставать. Ребенок уверенно берет игрушку руками, вертит перед собой, рассматривает, тянет себе в рот, бросает и с интересом следит за тем, как она падает. Они понимают, что предмет продолжает существовать, даже если его убрали из поля зрения. Распознают выражения лица человека, а не только его черты. Начинают появляться первые зубы. В лепете проявляются «воркующие» звуки, и вскоре подражание звукам становится все успешнее. |
|
9—12 МЕСЯЦЕВ • Примерно с 9 месяцев ребенок может стоять, опираясь на мебель, и начинает делать первые шаги бочком вдоль нее. • К 12 месяцам дети могут сами стоять в течение нескольких секунд и ходить с посторонней поддержкой. Они также могут произнести одно или два слова и имитировать действия. |
|
1—2 ГОДА • Примерно к 12 месяцам ребенок начинает самостоятельно ходить и уже к 2 годам может бегать, топать ножками, спускаться и подниматься по ступенькам, ходить спиной вперед и сидеть на стуле. • В течение этого времени формируются тонкие двигательные навыки, такие как собирание кубиков, рисование кистью и цветными карандашами. Ребенок умеет есть ложкой. • Двухлетний ребенок обладает расширенным словарным запасом и может сказать связную фразу из нескольких слов. • Дети начинают испытывать эмоции, такие как ревность, вина и боязнь темноты. Двухлетний ребенок склонен к вспышкам раздражения. |
|
3—5 ЛЕТ К 4 годам дети становятся выше и стройнее, жир замещается мышечной тканью. Они способны копировать буквы и говорить длинными, грамматически более правильными предложениями. Ребенок обладает хорошим чувством равновесия и способен кружиться, стоять на цыпочках и на одной ноге. К 5 годам головной мозг достигает 75 % от взрослого размера. Улучшенная координация позволяет ребенку различать буквы и изображать их, не списывая. |
|
6—10 ЛЕТ 10—15 ЛЕТ |
|
15—20 ЛЕТ • Юноши и девушки продолжают расти в высоту до достижения 17 или 18 лет. • К 20 годам головной мозг достигает полного размера. |
|
20—30 ЛЕТ 30—40 ЛЕТ |
|
40—60 ЛЕТ Начинается ослабление физических функций организма. Замедляется метаболизм, и наблюдается тенденция к увеличению веса. Как у мужчин, так и у женщин волосы постепенно становятся седыми и более тонкими. Уровень половых гормонов снижается. У мужчин увеличивается предстательная железа, что может вызвать множество проблем. У женщин в возрасте 45—50 лет прекращается менструация и начинается менопауза, что означает утрату способности к оплодотворению. Снижение уровня эстрогенов может вызвать приливы и другие симптомы. В это же время происходит уменьшение содержания кальция и других минеральных веществ в костной ткани. |
|
60—80 ЛЕТ Кожа начинает обвисать и становится морщинистой. Из-за уменьшения содержания коллагена происходит дистрофия мышц. У мужчин и у женщин снижается плотность костной ткани. Более выражено это у женщин: плотность костей к 70 годам составляет половину от таковой в возрасте 30 лет. Стенки артерий становятся жестче и толще, из-за чего возрастает кровяное давление и повышается опасность возникновения заболеваний сердца. Возможно ухудшение зрения и слуха. Функции некоторых органов, включая головной мозг, могут ослабляться. Возможно ухудшение кратковременной памяти и эффективности иммунной системы. В то время как многие мужчины и женщины продолжают вести активную жизнь, их физические возможности обычно ограниченны. |
|
80 ЛЕТ И СТАРШЕ Дальнейшее ослабление физических функций. С возрастом увеличивается вероятность возникновения артритов и склероза. |